В ходе беседы делегата Съезда Народных Депутатов, члена Исполнительного Совета Ильи Пономарева с политологом Вадимом Сидоровым и главным редактором журнала «Регион.Эксперт» Вадимом Штепой обсуждался вопрос «Совместимы ли Российская Республика и регионализм?», а также перспективы и роль Съезда Народных Депутатов как легитимного органа по подготовке страны к переходу период в статус демократической парламентской республики

Отвечая на вопросы политолога, Илья Пономарев отметил, что «Съезд народных депутатов на данный момент – это еще не парламент. Парламентом он станет в первый день после свержения той власти, которая сейчас есть в России. До этого момента это просто переходная структура, которая предлагает всем на этой базе заниматься законотворчеством».

Говоря о том, в какой момент может быть провозглашено это новое государство, Пономарев сказал: «Если мы посмотрим на исторические примеры, то Российская империя была распущена в результате Февральской революции. Дальше была провозглашена Республика и объявлены выборы в Учредительное собрание,  которые прошли спустя несколько месяцев после самой Революции,  а единственное заседание Учредительного собрания состоялось только в январе 1917 года,  то есть почти через год после падения империи. Опыт этот был неудачным, то есть такой длинный лаг между революцией и попыткой учреждения нового государства оказался фатальным.

С другой стороны,  например, если мы посмотрим на пример Соединенных Штатов Америки,  то там новая Конституция была написана людьми,  которые были депутатами от отдельных Штатов, но выбранными еще в колониальной системе,  то есть у них не могло быть легитимного мандата от Соединенных Штатов Америки. Собственно, это было и невозможно,  потому что США как политического субъекта еще не существовало.  Но тем не менее, именно эти депутаты, выбранные еще в колониальной ситуации, написали концепцию новой страны. Поэтому такого, в общем, глубокого противоречия с тем, что у нас сейчас депутаты Российской Федерации разрабатывают Конституцию Российской Республики я не вижу».

Он озвучил принятую Съездом концепцию переходного периода, продолжительностью, ориентировочно, в два года, в ходе которого должны быть, в первую очередь, сформированы легитимные органы местной власти, и только потом обсуждаться и приниматься Конституция. После этого регионы сами будут определять, желают ли они входить в состав такого государства и какие полномочия готовы делегировать некому «центру». Причем договора о вхождении должны заключаться с каждым регионом отдельно на основе переговоров, а не быть написаны для всех «под копирку».

Илья Пономарев также подчеркнул, что «Сейчас наша главная задача – добиться международного признания Съезда, и прежде всего от Украины, как от страны-лидера антипутинской коалиции, которая сейчас главная революционная сила для России, единственная, которая воюет с Путиным с оружием в руках. Потом восточно-европейские страны, потом все остальные.  Я считаю, что это задача реальная. И, чем больше будет этих признаний, чем больше мы наберём массу легитимности съезда, тем, соответственно, больше шансов на то, что переходный период пройдёт в управляемом и предсказуемом режиме». При этом политик обратил внимание, что именно на территории Украины гражданами России уже сейчас сформированы и сражаются против путинских захватчиков несколько добровольческих подразделений, в частности «Легион «Свобода России».

Говоря о том, сможет ли Съезд стать достаточно значимой силой при переходе страны в новое качество, Илья Пономарев заметил: «Подход, который предлагается Съездом, исходит из сценария, что у нас хватит сил на взятие власти в столице, но не хватит отрядов, чтобы пойти во все регионы. Значит, нам нужно будет дальше договариваться с региональными элитами, с такими, какими они будут».

Полностью текст беседы можно прочесть на здесь

или прослушать на канале Vadim Shtepa