В эфире канала “Утро февраля” делегат Съезда Народных Депутатов и член Исполнительного Совета Съезда Илья Пономарев обговорили с членом Исполнительного Совета Съезда Народных Депутатов Андреем Илларионовым предложение Михаила Ходорковского о проведении координационного совещания представителей российской оппозиции на полях правозащитной конференции имени Юлия Шмидта в Берлине 29-30 апреля.
В ходе обсуждения Андрей Илларионов отметил, что сформулированные в Заявлении Исполнительного Совета Съезда об участи в этой встречи принципы, задают рамки для всех российских оппозиционных сил.
Это три основополагающие цели оппозиции:
- установление прочного мира в Европе,
- замена нынешней политической власти в России на демократическую парламентскую федеративную республику
- восстановление международно признанных границ России по состоянию на 19 февраля 2014 г.
По мнению политика, только те политические силы и группы, которые согласны с этими целями, должны иметь право принимать участие в таком совещании.
Смотрите беседу с Андреем Илларионовым на канале “Утро февраля”
Полный текст беседы приведен ниже:
______________________________________________________
Илья Пономарев:
Исполнительный Совет Съезда Народных Депутатов принял приглашение Михаила Ходорковского к участию в координационном совещании представителей российской оппозиции, которое должно пройти на полях конференции Юлия Шмидта в Берлине 29-30 апреля, то есть вот в конце этого месяца. Ты был одним из основных авторов позиции Исполнительного Совета, которую делегация Съезда будет представлять на этой конференции. Мог бы рассказать в чем она заключается?
Андрей Илларионов:
Должен сказать, что принятое заявление является результатом труда всего Исполнительного Совета, всех участников. И за него проголосовали все члены Исполнительного Совета. И все принимали, в той или иной степени, участие. Поэтому это результат коллективного творчества. Но, пользуясь вот этим вопросом, этим случаем, я хотел бы может быть отметить несколько вещей. Во-первых, надо отметить, собственно говоря инициативу и смелость непосредственно Михаила Ходорковского, который несмотря на многочисленные предшествовавшие попытки организации каких-либо координационных совещаний, встреч, большей частью неудачных, тем не менее, все-таки, в очередной раз взял эту инициативу на себя и сделал такое приглашение. Я думаю, что он сделал правильный ход и ему спасибо за это.
Второе, со стороны Съезда Народных Депутатов и Исполнительного Совета Съезда Народный Депутатов, мы все вместе, включая и Вас, и включая наших других участников Исполнительного Совета, кого нет сейчас с нами в разговоре, в целом позитивно откликнулись на эту инициативу. И в этом выражается, как мне кажется, и дух, и настроение членов Исполнительного Совета. И, как мне кажется, подавляющее большинство делегатов Съездов Народа Депутатов, настроены на конструктивное взаимодействие с другими оппозиционными силами, какими бы они были — партии, организации, форумы, проекты. Как бы то ни было. Это второе.
Третье, это очень важная вещь, позитивно реагируя на инициативу Михаила Ходорковского, члены Исполнительного Совета создали документ, который сейчас опубликован под названием Заявление Исполнительного Совета, в котором, как мне кажется, сделали очень важную вещь — сформулировали принципы, на основании которых Исполнительный Совет считает возможным осуществление координации совместных действий. Вот мне кажется, этот документ, который в общем сделан во многом благодаря Вам и по Вашей инициативе, и большая часть этих принципов, в той или иной форме были сформулированы Вами, является очень правильным, потому что эти принципы задают рамку тех отношений, тех действий, которые могли бы осуществляться, и, я надеюсь, будут осуществляться между различными оппозиционными силами. И, мне кажется, что по крайней мере на сей момент, даже безотносительно этого совещания, вот сами эти принципы представляют собой отдельную ценность. Если мне память не изменяет, никто никогда за вот все предшествующие годы ничего подобного не создавал, не предлагал другим коллегам. А, как мне кажется, вот эти принципы могли бы быть приемлемыми практически для всех организаций, потому что в них нет никаких предварительных условий. Никто никому не навязывает, кто именно должен представлять ту или иную организацию. Никто не вмешивается во внутренние дела той или иной организации. Никто не навязывает те или иные тактики действий по той или иной организации. Но эти принципы формулируют несколько очень важных положений, правил, по которому оппозиционные силы могли бы сотрудничать. Отдельный вопрос — в чем, каким образом, могут сотрудничать друг с другом. И здесь самую важную роль играют цели — ради чего происходит или может происходить подобные сотрудничество. Здесь четко формулируются три важнейшие цели. Первое полностью соответствует тому, о чем мы говорили буквально несколько минут тому назад — достижение прочного мира в Европе и во всем мире. Важнейшая задача! Второе — замена нынешнего политического режима в России. По этому поводу сейчас, мне кажется, ни для кого не является секретом, что достижение мира во всем мире, в Европе, а также много других целей, невозможны без замены этого политического режима. Поэтому вторая цель является абсолютно четко сформулированной — замена нынешнего политического режима в России.
И третье, принципиально важное положение — это восстановление международного признанных границ России по состоянию на 19 февраля 2014 года. Вот до 19 февраля 2014 года у России были границы международного признанные. Если они изменялись в каких-то частях по тем или иным деталям, они были международно согласованными.
Согласованными между Россией, с одной стороны, и ее соседями. Что-то раньше, что-то позже. Но вот на 19 февраля 2014 года международные границы России были международно согласованы, международно признанными, утвержденными и Россией, и всеми ее соседями. А вот после этого — после этого нет.
Поэтому, вот эти три важнейших цели, которые любая ответственная позиционная сила, с моей точки зрения, могла бы принять в качестве совместной.
Ну и дальше, есть некоторые очень важные принципы совместной работы. Это принципы правовые. Все демократические силы являются равными. Нет никакого преимущества по отношению к другому. Никто не имеет права ни на какой диктат, ни на какое управление. Никакой эксклюзивности. Все равны, если эти силы придерживаются в своей деятельности вот этих трех целей. Есть там еще дополнительные тактические принципы, которые тоже можно обсуждать сами по себе.
Вот появление этого документа, этого Заявления, с формулировкой этих принципов является существенно шагом вперед в той оппозиционной деятельности, которой занимаются много разных проектов и которые, я надеюсь, рано или поздно приведут к более высокому уровню координации возможных совместных действий при достижении этих трех важнейших целей.
Илья Пономарев:
А что известно по поводу того, кто может вообще принять участие в этом совещании? Вот один из принципов, который мы формулировали в нашей бумаге. Это принцип, что любые решения должны приниматься открыто, фиксироваться письменно и публиковаться. Тогда мы можем о чем-то вести диалог. Вот фактически Ходорковский высказал идею проведения этого совещания, ну так, в режиме блога. Да, он написал об этом в соцсетях. Потом высказался в одной из своих youtube-программ. Но какого-то документа, который бы исходил, там, от Антивоенного Комитета или от Российского комитета действия, или там от Открытой России — такого документа никогда не было. И сейчас мы до конца не знаем, кто там будет принимать участие, каков регламент работы. Что известно на эту тему?
Андрей Илларионов:
Ну вот если говорить про официальную или, как бы, сколько-нибудь публичную информацию, собственно говоря, это вот все, что сейчас было обнародовано. Кроме этого, если не брать каких-нибудь слухов и других утверждений, видимо ничего более к этому добавить нельзя. Тот факт, что это там не опубликовано и не сделано в виде официального документа со стороны той или иной организации, само по себе, с моей точки зрения, не является там странным, или страшным, или опасным. Михаил Ходорковский является известным человеком Он участвует в той или иной степени в оппозиционной деятельности, и политической, и не политической, общественной довольно долгое время. Он хорошо известен. У него есть определенный авторитет. Поэтому он пригласил в личном качестве. Так как конференция, которую он упоминал, является, в данном случае, не относящиеся к мероприятию. Не конференция пригласила, и не участники этой конференции, не организаторы этой конференции. Он просто воспользовался тем случаем, что на эту конференцию могут приехать или точно приедут представители различных оппозиционных сил. Надо воспользоваться простотой возможностью, когда достаточное количество тех или иных людей, представляющих те или иные оппозиционные силы, окажется в одном месте в одно время. Просто воспользоваться такой вот логистической особенностью, удобством этим, для того, чтобы провести соответствующие встречи.
На сей момент это приглашение является индивидуальным, личным — лично Михаила Ходорковского. И собственно говоря, если является кто-то сейчас организатором такого координационного совещания, так это Михаил Борисович Ходорковский в своем личном качестве. Где он имеет ввиду это будет, в том месте, где проходит эта конференция или в кулуарах это конференция, или в кафе напротив этой конференции, или совершенно в другом конце города, или у себя на квартире, или в другом месте — это не имеет значения. Сейчас сама эта конференция, при всем уважении к тем людям, которые туда приедут, — это лишь повод для того, чтобы пригласить соответствующих представителей встретиться и обсудить. Но, насколько мы понимаем, даже я не знаком с этой конференцией, кто там участвует. И могу представить, что вопросы будут обсуждаться правозащиты. Она называется “правозащитная конференция имени замечательного адвоката Шмидта, который всем хорошо известен, по крайней мере тем, кто занимался некоторое время и имеет отношение к правозащитной деятельности очень хорошо известен. Но все-таки есть разница между оппозиционными силами, которые так или иначе занимаются политическими проектами и правозащитниками, которые занимаются очень важным, очень необходимым делом. Правозащита и политическая деятельность это не одно и то же. И поэтому сейчас у нас все внимание на Михаила Ходорковского. Если он обнародовал это приглашение, то, собственно, он и имеет право, возможность и желание обозначить то место или те места, и то время, где, как и каким образом встретиться. Но принципы, которые сформулированы, в частности, в нашем заявлении и, я так понимаю, что в какой-то степени это должно быть и со стороны организаторов, приглашающей стороны, должны соблюдаться. То есть это равенство всех сил, кто в этом участвует. Это публичность этих сил, потому что в общем тайные мероприятия никогда до добра не доводят. Но, в общем, и фиксация определенных шагов и определенных результатов является чрезвычайно полезным, чтобы затем не возникало вопросов и дискуссии потому, кто как что понял, кто как что интерпретирует и какие выводы из этого делают. То есть это просто необходимые условия для успеха. Какого бы то ни было успеха, даже минимального успеха, по встрече самой.
Илья Пономарев:
Последней тебе вопрос — для Андрея Илларионова какой идеальный результат мероприятия 29-30 апреля?
Андрей Илларионов:
Говорить про идеальный наверное не стоит. Но приемлемым результатом было бы то, что люди бы встретились. Многие из этих людей друг друга знают и не первый день, и не первый год, очень много. Но просто в новом своем качестве, в новом своем положении встретились и зафиксировали, что представители различных сил российской оппозиции могут не только встречаться в разных местах, в разных городах, в разное время и время от времени обмениваться колкостями в отношении друг друга, но и могут сидеть за одним столом, обсуждать общие значимые не только для себя, но для страны, вопросы. Важнейшими для страны, для России, для российского общества, для российского гражданского общества, для российского политического общества, являются цели, которые в частности были сформулированы в заявления это:
восстановление мира в России, в Украине, в Европе, в мире;
прекращение российской агрессии против Украины;
замена нынешнего российского политического режима.
Эти цели, которые у нас сформулированы, они самые важные. Мир, замена политического режима. Это важнейшие цели.
Илья Пономарев:
И границы!
Андрей Илларионов:
Да и границы. Тут очень важно. Спасибо, что подсказали. Это очень важная вещь, потому что есть политические силы, которые являются оппозиционными к нынешним политическому режиму, есть такие, например, как господин Гиркин. Он же находится в оппозиции к господину Путину? И время от времени комментирует его соответствующим образом. Может ли он? Это важный вопрос! Он не может участвовать в таких вещах, с моей точки зрения. Его позиция совершенно однозначна. Он не признают международно признанных границ России по состоянию на 19 февраля 2014 года легитимными. Он хочет их изменения. И он настаивает на этом, вот как минимум. Вот это положение, как минимум, я не говорю про все другие вещи, делает невозможным участие этого лица и других лиц, которые занимают соответствующую позицию, неважно, как они себя называют. Называют ли они себя патриотическими, империалистическими, либеральными. демократическими — как угодно бы они не назывались! Но те политические силы, которые не признают необходимости, абсолютно не признают, восстановления международно признанных границ России по состоянию на 19 февраля а 2014 года, принимать участие там не могут.
Илья Пономарев:
С этим все согласны. Большое спасибо!